Диагностика рельс, колесных пар, деталей локомотива и других изделий на железнодорожном транспорте

Установлено, что основными источниками внезапных усталостных повреждений рельс, бандажей колесных пар, силовых деталей локомотивов и других изделий является наличие зон концентрации внутренних напряжений металла (зон КН), обусловленных технологией изготовления. На заводах-изготовителях рельс и колесных пар в настоящее время отсутствуют эффективные методики и средства контроля технологических дефектов изготовления и остаточных напряжений.

Традиционные методы и средства эксплуатационного контроля (магнитные и ультразвуковые дефектоскопы) позволяют выявлять уже развитые дефекты. Эти средства контроля не обеспечивают диагностики рельс и колесных пар на стадии предразрушения и поэтому не могут гарантировать безопасность движения на железных дорогах. Используемые при эксплуатационном контроле магнитные вагон-дефектоскопы основаны на считывании магнитных полей рассеяния, образующихся в зоне расположения развитого дефекта при искусственном намагничивании рельса постоянным магнитным полем.

Имеется опыт экспериментального контроля методом МПМ рельс с вагона-дефектоскопа с использованием приборно-компьютерного комплекса и датчиков, установленных над головкой рельса (рис.1).

Контроль методом МПМ рельс с вагона-дефектоскопа с использованием приборно-компьютерного комплекса и датчиков, установленных над головкой рельса
Рис.1. Контроль методом МПМ рельс с вагона-дефектоскопа с использованием приборно-компьютерного комплекса и датчиков, установленных над головкой рельса.

Выполненная работа показала уникальные возможности нового метода диагностики: без специального намагничивания, с помощью двух-четырех датчиков, без непосредственного контакта с контролируемой поверхностью выполнять экспресс-анализ состояния рельс и определять участки, предрасположенные к повреждениям. При этом сканирование можно осуществлять со скоростью движения поезда.

На рис.2 представлен фрагмент "ручного" контроля рельса с использованием специализированной тележки. Резкое локальное изменение магнитного поля Hр на магнитограмме соответствует зоне развивающегося дефекта (трещины на "головке" рельса). Следует отметить, что линия КН (Hр=0) указывает направление развития выявленной трещины.

Контроль рельса с использованием специализированной тележки
Рис.2. Контроль рельса с использованием специализированной тележки: 1- трещина; 2 - линия КН.

На рис.3 представлены результаты контроля нового рельса. Зона концентрации остаточных напряжений и дефектов металла характеризуется локальным изменением поля Hр (рис.3,а) и наличием линий смены знака поля Hр (рис.3,в). На рис.3,б для сравнения представлена магнитограмма, характеризующая удовлетворительное состояние нового рельса.

Результаты контроля нового рельса, характеризующие неудовлетворительное его состояние
Рис.3а. Результаты контроля нового рельса, характеризующие неудовлетворительное его состояние.
Результаты контроля нового рельса, характеризующие неудовлетворительное его состояние
Рис.3б. Результаты контроля нового рельса, характеризующие неудовлетворительное его состояние.
Результаты контроля нового рельса
Рис.3в. Результаты контроля нового рельса: 1 - линии КН.

На рис.4 показаны результаты контроля напряжённо-деформированного состояния бандажей локомотивной колёсной пары с использованием эффекта магнитной памяти металла. Конкретные критерии, по которым можно более определённо судить о глубине линий КН и прогнозировать развитие трещин, разработаны в специальных методиках.

Результаты контроля напряжённо-деформированного состояния бандажей локомотивной колёсной пары
Рис.4. Результаты контроля напряжённо-деформированного состояния бандажей локомотивной колёсной пары: 1 - линии КН.

На рис.5 представлены результаты контроля крестовин, используемых для передачи крутящего момента от электродвигателя на ведущий редуктор колесной пары электровоза. Магнитограмма, представленная на рис.5,б, характеризует высокий уровень остаточных напряжений - источник развития повреждений. На рис.5,в магнитограмма характеризует удовлетворительное состояние крестовины.

Результаты контроля крестовин
Рис.5а. Результаты контроля крестовин: 1 - линия КН.
Магнитограмма, характеризующая высокий уровень остаточных напряжений
Рис.5б. Магнитограмма, характеризующая высокий уровень остаточных напряжений.
Магнитограмма, характеризующая удовлетворительное состояние крестовины
Рис.5в. Магнитограмма, характеризующая удовлетворительное состояние крестовины.

На рис.6 представлен фрагмент результатов контроля вала тягового электродвигателя. Зоны резкого локального изменения поля Hр и его градиента соответствует зонам КН, в которых развиваются повреждения.

Результаты контроля вала тягового электродвигателя
Рис.6. Результаты контроля вала тягового электродвигателя.