Диагностика бандажных связей лопаточных аппаратов паровых турбин

Надежность лопаток, набранных в пакеты с бандажной лентой, в значительной мере зависит от напряженно-деформированного состояния самой ленты.

На рис.1 показаны результаты контроля бандажной ленты одного из пакетов лопаток ступени №20 турбины Т-100-130 Северодвинской ТЭЦ-2. На рис.1,а показано распределение поля Hр, зафиксированное вдоль выходной кромки бандажной ленты, а на рис.1,б - линии КН, обусловленные защемлением бандажных лент соседних пакетов в П-образных стыках. Здесь же на рис.1,б пунктирной линией указана лопатка, на которой была обнаружена трещина при контроле данного пакета.

Результаты контроля бандажной ленты
Рис.1. Результаты контроля бандажной ленты: 1- распределение поля Hр вдоль выходной кромки бандажной ленты; 2 - лопатка с выявленной трещиной; 3 - линии КН, обусловленные защемлением бандажных лент в П-образных стыках.

На рис.2 показан пример разрушения лопаток и бандажной ленты из-за недостатка тепловой компенсации.

Пример разрушения лопаток и бандажной ленты из-за недостатка тепловой компенсации
Рис.2. Пример разрушения лопаток и бандажной ленты из-за недостатка тепловой компенсации.

Аналогичные повреждения лопаток могут происходить из-за защемлений в цельнофрезерованных бандажах, применяемых на дисках с большим диаметром (турбины типа ПТ-60, К-200 и другие). Демпферные связи в виде проволоки или трубок, используемые широко на лопатках последних ступеней, должны быть достаточно податливыми, чтобы плотно прилегать к лопатке под действием центробежной силы и, вместе с тем, достаточно жесткими, чтобы иметь необходимую прочность. Обеспечить такие оптимальные условия невозможно без эффективного метода контроля напряженно-деформированного состояния самой демпферной проволоки. Использование метода магнитной памяти металла позволяет решить эту задачу на практике.