Диагностика рабочих колес гидротурбин и несущих конструкций ГЭС

Имеется опыт использования метода МПМ с целью ранней диагностики усталостных разрушений лопастей рабочих колёс гидротурбин.

На рис.1 представлен график распределения поля остаточной намагниченности Hр, зарегистрированный вдоль выходной кромки и в зонах сопряжения с ободом и ступицей лопасти №11 рабочего колеса гидротурбины типа РО 230/833-В-677 Г/А №6 Саяно-Шушенской ГЭС.

Распределение поля остаточной намагниченности
Рис.1. Распределение поля остаточной намагниченности Hр.

На рис.2 показано распределение поля Hр непосредственно на выходной кромке этой же лопасти. Из рис.2 видно, что в зоне сопряжения с нижним ободом поле Hр имеет знакопеременный и скачкообразный характер.

Распределение поля на выходной кромке лопасти
Рис.2. Распределение поля Hр на выходной кромке лопасти: 1 - входная кромка; 2 - верхний обод; 3 - напорная сторона лопасти; 4 - выходная кромка; 5 - нижний обод; 6 - эпюра распределения поля Hр.

На рис.3 показано расположение линий концентрации напряжений (линий КН), выявленных на лопасти №11 при более подробном контроле. Линии КН в соответствии с методикой характеризуются линиями смены знака магнитного поля Hр, и вдоль этих линий в процессе эксплуатации развиваются усталостные трещины.

Расположение линий концентрации напряжений
Рис.3. Расположение линий концентрации напряжений (линий КН): 1 - линии КН; 2 - обод; 3 - ступица; 4 - выходная кромка.

Предлагаемый способ диагностики позволяет:

  • выполнять экспресс контроль лопастей и оценивать их предрасположенность к повреждениям;
  • оценивать эффективность различных мероприятий по обеспечению надёжности ротора, в частности, эффективность различных технологий ремонта (контроль заварок трещин, контроль наклёпа и др.). При контроле сварных соединений метод МПМ позволяет выявить концентрацию напряжений в локальных зонах и своевременно упрочнить эти зоны.

Диагностика несущих конструкций ГЭС

На фото 1 показано расположение линий КН на стержнях пространственно-стержневой системы МАРХИ машинного зала Саяно-Шушенской ГЭС. На фото 2 показано расположение трещины на стержне пространственно-стержневой системы МАРХИ машинного зала Саяно-Шушенской ГЭС.

Расположение линий КН на стержнях
Фото 1. Расположение линий КН на стержнях.
Расположение трещины на стержне
Фото 2. Расположение трещины на стержне.

Из приведённых фотографий видно, что расположение продольной трещины на стержне совпадает с расположением линий КН, выявленных методом МПМ.

Предлагаемый способ диагностики позволяет:

  • выполнять экспресс-контроль несущих конструкций и оценивать их предрасположенность к повреждениям;
  • оценивать эффективность различных мероприятий. При контроле несущих конструкций метод МПМ позволяет выявить концентрацию напряжений в локальных зонах и своевременно упрочнить эти зоны.